Морение бывает поверхностным или глубоким. Глубокое морение называется протравой. Протравой обрабатывают детали до склеивания, окуная их в красящий раствор или выдерживая в нем под гнетом. После того как с детали стечет краска, ее высушивают. Окунанием красят точеные детали. Цвет морилки или краски должен приближаться к естественным цветам дерева, без какого бы то ни было химического оттенка. Для морения обычно применяют бейцевую коричневую морилку, но при ее отсутствии можно пользоваться красителями для тканей — черным, красным, желтым и синим. Смешивая их в различных пропорциях путем пробы, можно подобрать желаемый цвет дерева. Можно использовать и готовую спиртовую морилку, но для светлого дерева она слаба по тону, а для получения темного тона ею нужно обрабатывать в несколько проходов, каждый раз по подсохшей поверхности. Глубину тона создают наложением нескольких красочных слоев с промежуточным растиранием предыдущего слоя куском поролона. Окраска за один раз обычно не дает желаемого результата.
В черный цвет изделия окрашивают нигрозином, растворяемым либо в воде, либо в спирте, в зависимости от типа нигрозина. Спиртовые краски высыхают быстрее водяных. Окрашиванием можно имитировать распространенные дешевые породы под ценные; например ольху или бук — под красное дерево, березу — под клен, орех, граб — под черное дерево и т. п.
Для окраски под красное дерево смешивают в равном соотношении (40 г на 1 л) растворы кислотного красного, кислотного коричневого и нигрозина или растворяют в 1 л горячей воды 10 г кислотного оранжевого, 3 г кислотного голубого и 1 г кальцинированной соды. Раствором 30 г английской соли и 30 г марганцовокислого калия в 1 л воды окрашивают березу под орех, причем вначале красят сплошь, а затем тонкой кистью наносят прожилки и полоски. При этом смотрят на натуральный образец.
Местной подкраской можно выровнять резкую разницу в цвете (например, при переходе ядра к заболони). Это необходимо при отделке щитков, склеенных из делянок разного тона. Древесина, имеющая в своем составе дубильные вещества, хорошо морится раствором хромпика, который можно легко приготовить. Для этого в бутылку на 1/6 ее высоты насыпают хромпик (двухромовокислый калий) — порошок оранжевого цвета, являющийся сильным окислителем, заливают горячей водой и хорошо взбалтывают для лучшего растворения. Дуб и красное дерево можно за несколько раз окрасить хромпиком в почти черный цвет.
Перед морением поверхность слегка увлажняют губкой. Морилку наносят широкими мазками вдоль волокон широким матерчатым тампоном. Тампон должен иметь диаметр не менее 6 см, быть мягким, но не рыхлым, и надежно завязанным с тем, чтобы хвост его был удобен для держания рукой. Тампон набивают ватой или, что значительно лучше, шерстью и обертывают новой льняной или хлопчатобумажной тканью. Применять синтетику не рекомендуется. Смоченный и пропитанный морилкой тампон отжимают о край сосуда. Наносить краску кистью не рекомендуется, так как кисть быстро отдает ее поверхности, на которой остаются потеки и пятна. Если поверхность захватана руками, ее протирают чистым бензином (для зажигалок, Б-70 или "калоша") или ацетоном. При смывке жира водным раствором (сода, аммиак) требуется время на высыхание и промывку от следов химикалий, которые могут дать нежелательный красящий эффект в соединении с анилиновым красителем.
Торцы более впитывают краску, нежели пласть, поэтому перед работой торцы можно покрывать клеевой водой. Отделку деталей, которые должны иметь иной цвет, чем основной фон, выполняют отдельно, а затем деталь аккуратно устанавливают на место.
Наверх